Предметно-пространственная развивающая среда
музыкального зала.
Основная цель музыкального воспитания в детском саду – это всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка. Музыкальное воспитание не только развивает музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, но и способствует в полной мере формированию у детей социально-коммуникативных качеств, познавательно-речевому и физическому развитию.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
I. Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие осуществляется через создание различных игровых ситуаций, через театрализованную деятельность, в процессе коммуникативных игр.
Музыкальный зал оснащен шапочками овощей, животных, разноцветными шляпками, веночками, костюмами сказочных героев, игрушками бибабо, ширмой.
В музыкальном зале широко представлена литература, содержащая информацию об организации коммуникативных игр, игр с пением, игр-драматизаций: М. Ю. Картушина "Коммуникативные игры для дошкольников", О. Н. Арсеневская "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия. Игры. Упражнения", Т. Сауко, А. Буренина "Топ-хлоп, малыши. Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2–3 лет", С. Г. Насауленко "Музыкальные игры и новые песни" и др.
II. Познавательное развитие
В музыкальном зале широко представлены детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, треугольники, бубны, ложки, барабаны, колокольчики, маракасы, трещотки и др.
Все инструменты доступны детям и обеспечивают их свободный выбор. Дети знакомятся с внешним видом инструментов, их звучанием, их свойствами (деревянный, металлический, пластмассовый, большой, маленький, звонкий, тихий, громкий, шуршащий, звенящий и т. д.).
Не менее важной задачей является формирование у детей представлений об отечественных праздничных датах: День России, День Государственного флага Российской Федерации, День Победы, День защитника Отечества. Создать атмосферу праздника, патриотизма помогают российские флажки, солдатские пилотки, береты воздушно-десантных войск, матросские гюйсы и бескозырки.
III. Речевое развитие
Важную роль в речевом развитии детей играет вовлечение их в певческую деятельность. В процессе пения совершенствуется артикуляционный аппарат, развиваются органы дыхания, детский голос укрепляется и становится более выразительным, ярким, эмоциональным. Максимально включить детей в процесс пения помогают игры с пением, хороводы, инсценировки песен, а также использование при этом игрушек, костюмов, атрибутов.
Речевое развитие детей реализуется и в процессе других видов музыкальной деятельности. Так, по окончании восприятия музыки с детьми проводится беседа, во время которой дети отвечают на вопросы, обсуждают ее содержание и характер. Во время музыкально-ритмической деятельности детям предлагается подобрать игрушку, атрибут, музыкальный инструмент в соответствии с характером прослушанной музыки и объяснить свой выбор. Таким образом, происходит расширение словарного запаса, коррекция звукопроизношения, грамматического строя речи.
Музыкальный зал оснащен: картотекой "Словарь эстетических эмоций"; картотекой считалок; музыкально-дидактической игрой "Копилка эмоций"; музыкально-дидактической игрой "Назови инструмент и исполнителя";
музыкально-дидактической игрой "Разбери инструменты по группам" (духовые, ударные, струнные); музыкально-дидактической игрой "Собери инструмент" (пазлы).
IV. Художественно-эстетическое развитие
Основная цель художественно-эстетического развития – привить детям способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении. Приобщение детей к музыкальному искусству происходит через восприятие и исполнение произведений русского фольклора, фольклора других народов, классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских песен. Главные требования к репертуару – это художественность и доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Музыкальный зал оснащен фонотекой, состоящей из лицензионных и самостоятельно составленных с использованием интернет-ресурсов дисков с музыкой П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.
Ребенка в музыкальном зале должны окружать не только образцовая музыка, но и эстетичные атрибуты, реквизит, декорации. Красиво оформленный зал вызывает восторг, восхищение и радость у детей.
V. Физическое развитие
Музыкальный зал оснащен лентами, султанчиками, обручами, цветами, платочками и др. Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с использованием данной атрибутики. Эти упражнения развивают ловкость, точность и координацию движений.
Музыкальным руководителем составлены диски с танцевальной музыкой для музыкальных занятий и досугов, а также для самостоятельной танцевальной деятельности детей в группах детского сада. Вовлекаясь в музыкально-ритмическую деятельность, дети получают возможность для эмоционального самовыражения, совершенствуют свои физические навыки.
Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала обеспечивает: всестороннее, гармоничное развитие личности каждого ребенка, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых; содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.